Раскрытие содержания контрактов и лицензий предусмотрено в Кодексе о Недрах и недропользовании еще с 2018 года. Но до сих пор они не публикуются. По всей видимости, министерства даже особо не задумывались о своей обязанности публиковать, хотя в статье 77 Кодекса прямо говорится, что государственный орган, предоставляющий право недропользования, обеспечивает открытый доступ к информации о предоставленных правах недропользования, которая включает содержание выданной лицензии и заключенном контракте.

Раскрывать контракты и другие виды соглашений на недропользование требуется и согласно Стандарту ИПДО – все контракты, заключенные или измененные (а это касается и продления СРП) с января 2021, должны быть раскрыты. 

23 мая мы проводили дискуссию по вопросам раскрытия контрактов, в которой приняли участие НПО, СМИ, представитель Kazenergy. Представители Министерства индустрии и инфраструктурного развития и Министерства энергетики предварительно подтвердили свое участие, но в МИИРе назначили на это же время совещание, а МЭ не появились без каких-либо объяснений.

Казахстан начнет проходить валидацию ИПДО с января следующего года. Но мы сомневаемся, что результаты будут хорошими. По ИДПО необходимо сделать огромный объем работы, многие страны накануне валидации проводят встречи Национальных многосторонних советов почти ежемесячно. У нас Национальный Совет не собирался уже больше года. Собрать все стороны в рабочую группу практически невозможно. В прошлом году МИИР не провел конкурс на изготовление отчета по ИПДО. В этом году, тоже не шевелится.

Если мы не выпустим отчет до конца года, Казахстан будет приостановлен в ИПДО. Если результаты валидации будут низкими – то Казахстан тоже будет приостановлен. Украина защищается от напавшего агрессора, но даже в такой ужасной ситуации они объявили конкурс на изготовление отчета ИПДО. Украина прекрасно понимает, что прозрачность важна в любой ситуации. В Казахстане, к сожалению, большинство преобразований остаются только в виде намерений.