Заявление ОО "Эхо" по выборам депутатов Сената Парламента РК 1-го октября 2014 года
Общественное объединение «Эхо» является некоммерческой непартийной организацией. Деятельность организации направлена на повышение активности граждан Казахстана в сфере управления делами государства. Организация с 1999 г. участвует в наблюдении за выборами всех уровней в Казахстане.
Участники «Эхо» исходят из того, что свободные и честные выборы являются важнейшей составляющей построения демократии, служат средством повышения доверия гражданского общества к политической системе. Следовательно, активизация гражданского общества, а также совершенствование избирательной системы являются основными целями деятельности организации.
Наблюдение за выборами депутатов Сената Парламента РК 1 октября 2014 года включало анализ законодательства, официальных данных в СМИ, данных опросов населения, а также информации, поступившей от местных наблюдателей. Проведенный анализ позволяет утверждать следующее.
Выдвижение кандидатов в депутаты Сената осуществляется маслихатами или путем самовыдвижения. Выдвижение кандидатов маслихатами создает явное преимущество одних кандидатов перед другими, что подтверждается результатами выборов: 15 победивших кандидатов были выдвинуты маслихатами, и только в одном случае победил самовыдвиженец, при этом он конкурировал только с самовыдвиженцами.
Закон «О выборах в РК» содержит требование, согласно которому для регистрации кандидатом выдвиженцу необходимо собрать подписи в свою поддержку от не менее десяти процентов голосов от общего числа выборщиков, представляющих все маслихаты области, маслихат города республиканского значения или столицы Республики. В то же время выборщикам запрещено ставить подписи в поддержку более чем одного кандидата в депутаты Сената. В подписном листе в поддержку кандидата содержится подробная информация о выборщике. Учитывая, что подавляющее большинство депутатов маслихатов являются членами одной партии, эти требования обеспечивают участие в выборах только кандидатов, соответствующих интересам одной партии, и исключают их потенциальных конкурентов из предвыборной борьбы. Кроме того, потенциальные кандидаты фактически вынуждены вести агитацию до ее официального начала, чтобы убедить выборщика поставить подписи в свою поддержку.
Это подтверждается случаями, когда потенциальные кандидаты, которые, по их сообщениям, не являются членами правящей партии, не смогли собрать подписи в свою поддержку. Депутаты маслихатов либо мотивировали свой отказ поставить подпись тем, что уже поставили подпись за другого кандидата, либо избегали встреч с потенциальным кандидатом.
Центральная избирательная комиссия РК не публикует данные, по каким причинам какое количество кандидатов получили отказ.
Согласно данным ЦИК, всего было выдвинуто 88 и зарегистрировано 53 кандидата в депутаты Сената Парламента Республики Казахстан. Из них сняли свои кандидатуры по личному заявлению 14 человек. Таким образом, в выборах участвовало только 39 кандидатов, что составляет 44% от количества первоначальных претендентов.
Участие граждан в выборах депутатов Сената максимально ограничено. Право представлять интересы граждан полностью передано депутатам маслихатов, которые сначала определяют участников выборов своими подписями поддержки, потом становятся объектами агитации, и в конечном итоге выбирают сенаторов. Неизвестно о случаях, когда депутаты маслихатов обращались к населению, чтобы узнать предпочтения населения. Опросы населения показали, что большинство граждан не знают и не интересуются, кто является кандидатом. Такое ограничение участия граждан в выборах серьезно снижает значение данных выборов в общественном сознании.
Выборы во всех областях, городах Алматы и Астана прошли в один тур.
15 из 16 победивших были выдвинуты маслихатами.
15 депутатов Сената из 16 были избраны более чем 80% голосов, четверо из них получили более 90% голосов выборщиков, 10 – более 85%. Только в одной области кандидат победил с 77% голосов.
Сенаторами избрали 4-х действующих сенаторов, 3-х секретарей маслихатов, 5-х заместителей областных акимов, 1-го экс-акима области, 1 главу областного департамента исполнительного органа власти, и 2-х представителей бизнеса, также являвшихся депутатами областного и столичного маслихатов.
Все победившие являются членами политической партии «Нур Отан» - партии власти.
Высокий процент голосов у победителей, их принадлежность партии власти характеризовали выборы депутатов Сената также 2011 и 2008 годов.
Результаты выборов демонстрируют, что механизмы проведения выборов депутатов Сената Парламента РК заранее обеспечивает избрание контингента лиц, приближенных к власти, а возможность реальной конкуренции исключена на этапе выдвижения и регистрации кандидатов.
При этом ЦИК вполне устраивает такое положение вещей. Вот что сказал заместитель председателя ЦИК В. Фоос в интервью Vласть: «Ведь за кандидатов в депутаты сената голосуют выборщики, т. е. депутаты маслихатов, и, следовательно, прежде всего от их симпатий зависит, кто в итоге получит мандат сенатора. Поэтому, чтобы победить на выборах в сенат необходимо, сначала победить на выборах в маслихаты.»
На основании изложенного ОО «Эхо» делает заключение об искусственном характере конкуренции на выборах депутатов Сената. Таким образом, выборы депутатов Сената Республики Казахстан не отражают действительных потребностей общества и, следовательно, не могут быть названы демократическими.