Выберите язык

Заявление Ассоциации "Elections & Democracy" по выборам акимов и сентаторов Казахстана 2005 

Созданная в июле 2004 года Международная ассоциация "Elections & Democracy" определяет свою миссию как содействие обеспечению демократических принципов избирательных процессов. Основное внимание при этом уделяется избирательным процессам в странах Восточной Европы и Центральной Азии.

Ассоциация провела исследование электоральных процессов во время экспериментальных выборов акимов 12 августа 2005 года и выборов депутатов Сената Парламента 19 августа 2005 года в Республике Казахстан.

Выборы являются важным инструментом становления демократического общества. Ассоциация считает, что на данном этапе общественного развития в Казахстане выборы всех уровней должны быть прямыми, поскольку именно непосредственное участие граждан в избирательном процессе формирует в массовом общественном сознании восприятие выборов как основного и неотъемлемого механизма управления делами государства. В большей степени это относится к выборам акимов, так как население может оценить результаты деятельности избранника, основываясь на собственных впечатлениях.

На основе анализа законодательства (Конституционный закон РК "О выборах в Республике Казахстан" и Указ Президента РК от 6 декабря 2004 года № 1485 "О проведении в порядке эксперимента выборов отдельных районов Республики Казахстан"), официальных данных в СМИ, а также информации, поступившей от местных наблюдателей, Ассоциация сделала следующие выводы.

Как выборы акимов, так и выборы депутатов Сената Парламента характеризуют следующие недостатки:

1. Ограничение пассивного избирательного права

Выдвижение кандидатов на пост акима осуществляется исключительно акимами области, городов Астаны или Алматы. Самовыдвижение законодательством не предусматривается. Выдвижение кандидатов в акимы вышестоящими акимами и маслихатами кандидатов в депутаты Сената создают явное преимущество одних кандидатов перед другими.

Статья 72 Конституционного закона "О выборах в РК" запрещает выборщикам ставить подписи в поддержку более чем одного кандидата в депутаты Сената, который должен быть поддержан не менее чем 10% от общего числа выборщиков, представляющих все маслихаты области, маслихаты Алматы и Астаны. Минимальный процентный барьер в совокупности с запретом ставить подпись более чем за одного кандидата существенно ограничивает возможность выдвижения кандидатов.

Необходимо иметь ввиду тот факт, что законодательство предусматривает содержание в подписном листе в поддержку кандидата подробной информации о выборщике. Фактически эти требования заранее выявляют предпочтения выборщиков, что создает предпосылки для давления с целью исключения претендентов из предвыборной борьбы и обеспечения участия в выборах только заранее определенных кандидатов.

2. Ограничение участия граждан в выборах

Избрание акимов и депутатов Сената осуществлялось на основе косвенного избирательного права, при котором в голосовании участвуют не избиратели, а выборщики - депутаты маслихатов. По мнению экспертов Ассоциации, ограниченное количество выборщиков, в случае выборов акимов 12-13 выборщиков, не может на данном этапе развития демократии в стране гарантировать наиболее полное представительство интересов различных слоев населения.

Граждане не участвуют также в выдвижении кандидатов. Если при выборах президента, депутатов Мажилиса или депутатов маслихатов правом выдвижения обладают представляющие интересы групп граждан общественные объединения или политические партии, то на выборах депутатов Сената таким правом обладают маслихаты. При выдвижении кандидатов в акимы необходимым условием является представление кандидата акимом области. Таким образом, ограничение участия граждан в выборах необоснованно снижает значение данных выборов в общественном сознании.

3. Фиктивность конкурентности/альтернативности выборов.

Анализ результатов распределения голосов выборщиков показывает, что итоги выборов были предопределены заранее, а возможность реальной конкуренции была исключена на этапе выдвижения и регистрации кандидатов. По результатам выборов акимов были избраны только действующие акимы, из которых два набрали более 80 % голосов, два других - по 100%.

10 депутатов Сената из 16 были избраны более чем 80% голосов, четверо из них получили более 90% голосов выборщиков. Результаты голосования только в пяти областях дают возможность говорить о наличии конкуренции, так как победившие кандидаты в депутаты Сената набрали менее 60% голосов.

Тезис Ассоциации о фиктивной конкурентности/альтернативности выборов подтверждается данными Центральной избирательной комиссии РК. Всего было выдвинуто 78 и зарегистрировано 47 кандидатов в депутаты Сената Парламента Республики Казахстан. Сняли свои кандидатуры по личному заявлению 28 человек. Отказано в регистрации 14 кандидатам. Таким образом, в выборах участвовало только 36 кандидатов, что составляет 46% первоначальных претендентов, а 18% потенциальных кандидатов были не допущены к выборам.

На основании изложенного Ассоциация делает заключение об искусственном характере конкуренции на выборах акимов и депутатов Сената, что свидетельствует о достижении запланированных властью результатов выборов. Таким образом, выборы акимов и депутатов Сената Республики Казахстан не отражают действительных потребностей общества и, следовательно, не могут быть названы демократическими.