Выберите язык

 Казахстан заявил о поддержке энергетического перехода и декарбонизации.  Насколько Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан и Украина привержены идеям энергетического перехода на данный момент, какие принципиальные уроки можно извлечь из их опыта, можно узнать из отчета "Мониторинг энергетических переходов в Евразии: анализ и стратегические последствия".

В подготовке отчета приняли участие члены глобального движения Публикуй, Что Платишь (PWYP). НПО Эхо является членом PWYP c 2018 года и приняло участие в подготовке материалов по Казахстану.

Отчёт "Мониторинг энергетических переходов в Евразии: анализ и стратегические последствия" представляет обзор состояния нетрадиционных возобновляемых источников энергии, целей в области использования возобновляемых источников энергии, а также нормативно-правовой базы, принятой в четырех пост-советских странах:  Кроме того, отчёт выявляет пробелы в государственной поддержке и продвижении проектов в области возобновляемых источников энергии по каждой стране в отдельности и предлагает некоторые стратегические предложения.

Основные выводы и рекомендации по политике можно резюмировать следующим образом:

  1. Структурные препятствия: Сохранение уcтаревшей инфраструктуры унаследованной с советских времен, скорее всего продолжится. Примеры включают угольные тепловые электростанции в Казахстане и Украине, электростанции работающие на природном газе в Азербайджане и Казахстане. Изменения затруднены из-за значительных безвозвратных затрат в унаследованной инфраструктуре и связанных с ископаемым топливом корпоративных интересов, стремящихся сохранить статус-кво.
  2. Перспективы развития: постепенный отказ от традиционных источников энергии и их замена нетрадиционными возобновляемыми источниками энергии будет продолжительным процессом. Как и везде в мире, радикальный переход на нетрадиционные возобновляемые источники энергии маловероятен. Возобновляемые источники энергии будут вводиться постепенно.
  3. Гидроэнергетика: наибольшая прибыль возобновляемых источников поступает от гидроэнергетики. Несмотря на то, что гидроэнергетика является углеродно- нейтральной, крупные гидроэлектростанции в Кыргызстане требуют огромных капиталовложений для ремонта. Крупная гидроэлектростанция также оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
  4. Схемы поддержки политики: четыре страны используют разные схемы поддержки политики для возобновляемых источников энергии, не связанных с гидроэнергетикой: зелёные тарифы (Казахстан и Украина), аукционы (Казахстан) и государственные инвестиции (в частности, Азербайджан и Казахстан), и ни один из них ( Кыргызстан). Украина пока является ведущей страной по доле возобновляемых источников энергии не связанных с гидроэнергетикой (ветряная и солнечная энергия вырабатывает около 6,6% от общего объема электроэнергии в 2020 году), а также является одной из первых стран, принявших возобновляемые источники энергии, и имеет тщательно продуманную законодательную базу. Это указывает на некоторую положительную связь между качеством законодательной базы страны, с одной стороны, а также темпами и масштабами её расширения в области возобновляемых источников энергии, с другой. 
  5. Пробелы в реализации: во всех четырёх случаях (за исключением Украины) наблюдаются значительные пробелы (и задержки) между принятием законов о возобновляемых источниках энергии и их реализацией на практике. Внедрение нового правила или постановления часто откладывается (Азербайджан, Казахстан) или вообще не выполняется (как в Кыргызстане).
  6. Государственное вмешательство. Как показывает относительно более успешный пример Украины, создание благоприятной благоприятной среды для частных компаний, занимающихся возобновляемыми источниками энергии, более эффективно и действенно, чем подход чрезмерного государственного вмешательства, одобренный Азербайджаном. Роль государства должна быть ограничена установлением чётких правил и предложением стратегической поддержки.
  7. Качество управления. В Украине более глубокая реформа энергетического сектора, вызванная интеграцией в ЕС, способствовала лучшему управлению её энергетическим сектором. Более слабые механизмы подотчётности и надзора за реализацией политики повышают риски коррупции как в Азербайджане, так и в Казахстане. Более активное участие групп гражданского общества может решить некоторые проблемы подотчётности.
  8. Справедливый переход: странам, планирующим поэтапный отказ от угля (например, Украина), необходимо решить вопросы социальной справедливости, касающиеся потери рабочих мест сотрудниками горнодобывающего сектора и других последствий. Здесь также организации гражданского общества могут сыграть более активную роль.

Краткое резюме отчета взято с сайта Публикуй, Что Платишь

Мы используем файлы cookie
Мы используем файлы cookie на нашем веб-сайте. Некоторые из них необходимы для работы сайта, в то время как другие помогают нам улучшить этот сайт и пользовательский опыт (отслеживающие файлы cookie). Вы можете решить для себя, хотите ли вы разрешить файлы cookie или нет. Обратите внимание, что если вы отклоните их, вы не сможете использовать все функции сайта.